SMEG – безупречный дизайн 50-х
У каждого из нас есть свой любимый помощник на кухне – будь то тостер, кофеварка, духовой шкаф или большой вкусно-наполненный холодильник… В этом смысле любой бытовой прибор SMEG в «винтажном дизайне 50-х» всегда и без исключения является любимчиком для всех членов семьи, благодаря своим плавным округлым формам, в ласковой нежной или контрастно-яркой расцветке, с безупречной работой, будто оставленный нам в наследство добрыми бабушками и дедушками.
Мы задумались, почему стиль 50-х в своей выразительности и форме так высоко ценится и до сих пор востребован среди покупателей всего мира?
Да, безусловно, это послевоенный оптимистичный модернизм 20-го века, который в то время воплощался во всем окружающем пространстве – в строительстве домов и зданий, мебели и интерьерах, в бытовой и офисной технике, в моде, музыке, в изобразительном искусстве и т.д.
Послевоенная депрессия, глубокий кризис в самосознании людей создали атмосферу, в которой прежние стандарты искусства казались неуместными, уходили в прошлое. Требовались новые взгляды, передовое мышление и провокационные в хорошем смысле пути самовыражения.
В 50-х годах Америка, как самое сильное государство в экономическом плане (практически не пострадавшее в ВОВ), выступала законодателем модного дизайна, опираясь на законы эффективного движения торговли. Новые дизайнеры жарко спорили с традиционными эстетами, вовлекая в процесс своего творчества прогрессивные демократические идеи, нацеленные на эпатаж и коммерческий успех.
В Америке, которая оказывала влияние практически на весь мир, особенно на Европу, начинали зарождаться самобытные, вполне объяснимые стили дизайна и искусства. Начало космической гонки между великими державами (США и СССР) в 50-60-х зародила эстетику «автомобильного», затем «космического дизайна». В американских автомобилях и бытовой технике той поры появлялись ультрасовременные тенденции: сглаженные формы и стремительные плавные линии, нарочито яркие контрастные краски, много блестящих металлических деталей… Производители бытовой техники, одухотворенные фантастическими образами космических аппаратов, современными авиалайнерами и автомобилями – придавали подобные очертания своим изделиям.
Наряду с этим смелые кричащие образы успокаивались более мирными и романтичными дизайнами: изделия округлялись, украшались блестящими хромированными или «под золото» деталями. В моде 50-х, которая стала опираться на молодых людей, бурным ростом развивалось массовое производство готового платья «прет-а-порте» (pret-a-porter, в переводе с французского - промышленная мода) невероятных жизнерадостных расцветок, с пышными юбками и узкой талией. Отдельным трендом становился выпуск красивого домашнего платья для домохозяек, которое должно было в стилистике и цветовой гамме приятно сочетаться с кухонной техникой (рекламные плакаты 50-х).
Большое влияние на дизайн 50-х оказала американская музыка: рок-н-ролл и рокабилли во главе с Элвисом Пресли, с его набриолиненным коком, брюками-дудочками, галстуком шнурком, рубашкой с экстремальным, поднятым воротником. Романтические песни Фрэнка Синатры, Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд – оптимистичные, зовущие к прекрасным надеждам слова и музыка! Героями времени 50-х становились так называемые «аутсайдеры» - (личности, отвергающие принципы и традиции отцов, меланхоличные и одновременно стойкие по характеру).
А тем временем в Европе…
Мы продолжаем наши размышления по поводу самобытности дизайна SMEG в стиле ретро.
А тем временем в Европе, которая с удовольствием следовала американским модным тенденциям, начинали развиваться собственные ощущения красоты и стильности. Впереди всех оказалась Италия. Именно там зародилось новое явление, особое понятие итальянского индустриального дизайна под названием Оливетти…
Стиль Оливетти как национальное достояние Италии до сих пор в авангарде мирового дизайна.
Зародился в компании Оливетти по выпуску печатных машинок и офисных приборов. Начали деятельность в 1910-х, развивались, расширялись, а после Войны в 50-х выбрали новую стратегию – уделять важнейшее внимание внешнему лоску и дизайну продукции. Лучшие художники трудились наравне с инженерами и рабочими, претворяя в жизнь самые смелые и свободные решения.
Дело в том, что в отличие от Германии и Америки – в довоенной Италии не было специального дизайн-образования, дизайнерами считались архитекторы, художники и литераторы. Не опираясь на теоретическую школу, а только на старинные традиции, искусство, экономические особенности страны, не изолированные друг от друга, дизайнеры могли свободно экспериментировать, мыслить нестандартно, создавать поистине уникальные вещи, свободных форм и силуэтов, активно используя новые материалы.
В компании Оливетти творили самые выдающиеся и талантливые дизайнеры, и это было первым и заразительным примером для остальных итальянских компаний. Результат их деятельности в историческом смысле – это большой вклад в культуру и искусство своей страны.
SMEG – отражение философии Оливетти
Этот стиль не имеет специфичных стандартов, это более всего особенный фирменный путь – доводить каждую вещь до верха красоты и совершенства во всех смыслах, - как внутри, так и снаружи, начиная от высотного здания, заканчивая офисным письмом абстрактному партнеру, которое написано в элегантнейшей манере, красивыми буквами, литературным слогом и языком.
К концу 50-х уже в Америке носят итальянскую одежду, пьют кофе из итальянских кофеварок и катаются на итальянских мотороллерах.
Таким образом, пока за чашечкой кофе мы ожидаем появления зажаристых булочек из ретро-тостера SMEG, мы теперь чуть больше понимаем, чем могли руководствоваться дизайнеры SMEG, создавая свои шедевры кухонной техники в стиле 50-х.
- это достижение идеальных жанровых форм согласно идеологии Оливетти;
- а также, популярный в те годы «авто и космический дизайн» в округлых обтекаемых формах, с блестящими элегантными фрагментами;
- это - яркие цвета в стиле американского домашнего платья середины 20-го века и изысканные пастельные оттенки послевоенного романтизма, которые приятно сочетаются с палитрой цветов SMEG;
- и, наконец, созвучие SMEG с ностальгической музыкой джаза, будто из окна соседнего дома, или ярким эмоциональным рок-н-ролом с вечно живым Элвисом …
Ну вот, тосты зажарились, кофе еще не остыл, - самое время негромко послушать композицию Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд.